Анна Басалкина: «До сих пор хочу гоняться и выигрывать!»
Анна Басалкина: «До сих пор хочу гоняться и выигрывать!»
Воспитанница Школы высшего спортивного мастерства по водным видам спорта мастер спорта международного класса по парусному спорту Анна Басалкина сейчас больше тренирует и даже организовывает соревнования, нежели выступает в них. Однако при случае всегда выходит на воду и тогда – берегись соперники!
- Я попала в ШВСМ в 1995 году, когда выступала за сборную России в классе «470». Моим тренером был Николай Гурьев. И до Олимпиады 2000 года я занималась здесь. Здесь получила и звание мастера спорта, и мастера спорта международного класса. В то время было очень много сборов, в основном, они проходили в Сочи, поскольку очень тяжело выделялись деньги на заграничные поездки. Тяжело обстояли дела и с покупкой материальной части: комплект парусов был просто на вес золота. Хорошо помню, как приехали на Олимпиаду, а у нас была только одна мачта, и мы получили один новый комплект парусов. Был сильный ветер, и мы всегда долго решали: идти тренироваться или нет, чтобы сберечь матчасть. Абсурд, конечно. Особенно, если задумываться о медалях…
- Олимпиада – главный старт в Вашей жизни?
- Конечно! Каждый спортсмен-профессионал мечтает о первой ступеньке олимпийского подиума. Если не мечтает, то всё бессмысленно. На ту Олимпиаду мы очень стремились, у нас был серьезный отбор. Увы, не было достаточного количества регат, где мы могли бы набираться опыта, какой был у большинства наших соперников. И тогда мы приняли решение приехать на место отбора за месяц, долго изучали местную акваторию, что в итоге и дало свои плоды – отобрались!
Ощущения от Олимпиады, конечно же, незабываемые. Результата мы никакого не показали. По очень простой причине: Игры начинались в сентябре, а наша лодка почему-то была отправлена в Сидней в июне. Нам же выделили какую-то другую посудину, разок мы стартовали в каких-то дворовых соревнованиях в Германии, а все остальное время до 16 сентября сидели на берегу. В то время, как все соперники тренировались – у всех были вторые нормальные лодки.
Антураж Игр был, конечно, обалденный. Миллениум! Было очень классно. Красивейшие домики в олимпийской деревне. Все жили вместе. Для нас, яхтсменов, была организована очень удобная доставка к месту старта: из олимпийской деревни в яхт-клуб и обратно нас отправляли катером. Без всяких пробок, без проблем. Вообще, практически все олимпийские объекты были в пешей доступности. Был построен целый город! Шикарное открытие Олимпиады! Пройти по стадиону со всей командой – незабываемые ощущения.
- С точки зрения спортивной составляющей чемпионаты мира были все-таки значимее?
- Да. Соперников было значительно больше, и они были сильнее. Пятое место на чемпионате мира в классе «470» наиболее весомое. Тогда мне было 19 лет. Сейчас таких результатов 19-летние спортсмены добиться во взрослых соревнованиях не могут. Больше в этом классе таких достижений не было. Выигрывала и этапы Кубка мира, но на чемпионатах мира и Европы до подиумов не добиралась. Тогда уже стала появляться нормальная матчасть. У нас уже было две мачты, три-четыре комплекта парусов. Стало больше выездов. Иногда задают вопрос: сколько стоит олимпийская медаль? А ведь можно легко подсчитать, сколько она стоит.
- Класс «470» – любимый? Вы ведь – чемпионка Европы и вице-чемпионка мира в классе «Инглинг»…
- Наверное, да. Несмотря на все эти достигнутые результаты, «470» – любимый.
- Вы в парусном спорте с 7 лет, кроме перечисленных достижений – шестикратная чемпионка России и неоднократный победитель и призер самых разных международных и российских соревнований в классах «Дракон», «эМ-Ка», «Farr30»… Тяжелым был переход из спортсменов в тренеры?
- На самом деле – да. Очень долго принимали решение. Было много непонятного. Что и как? И главное – зачем? Но когда провела первые теоретические занятия, еще не работая в ШВСМ в качестве тренера, стало интересно. Я по-настоящему готовилась к занятиям, сидела за учебниками. Ведь когда тебя учат, ты не знаешь, как тебе преподаватель это подает, откуда он все это берет? А тут пришлось самой стать учителем. Самое интересное, наверное, было понять психологию спортсмена. Правильно подать ему информацию. Ведь это можно сделать едва ли не пятью разными способами. И от этого зависит, как он ее воспримет. Уже устоявшимися спортсменами не надо управлять, их надо направлять. А с молодыми – по-другому. Нужно искать все эти ниточки, за которые дергать. Играть в доброго и злого полицейского (мой муж и тренер Олег Чугунов помогал мне в этом). Сейчас с молодежью работать тяжело. Всех нужно «пинать». А у меня был момент в детстве, когда тренер выгонял с занятий. Так я месяц за ним ходила, как собачонка, упрашивала, чтоб разрешил вернуться. Сейчас выгонишь – никто не будет за тобой ходить.
- Нынешнее поколение, видимо, вообще не рвется в спорт?
- Так и есть. Думаю, что это большое упущение, как государства в целом, так и родителей, в частности. Ведь, в основном, родители влияют на формирование личности девушки, юноши. Приходится держать на коротком поводке, не отпускать в мир соблазнов. Стоит отпустить и – всё! У нас были такие примеры. Вроде бы два хороших экипажа вместе тренировались, вроде бы результаты росли, а оказалось, что все было из-под палки. И ведь условия не сравнить с нашими: занимайся – не хочу. Меняют лодки достаточно часто, количество парусов, мачт уже немеренно. Вспоминаем с Олегом Николаевичем, как мы жили, и слезу пускаем.
- Есть перспективы у парусного спорта в Петербурге?
- Безусловно. В свое время был создан спортклуб «Парусник», который способствовал появлению и у детей, и у взрослых увлечения парусом. Затем появилось много крупных парусных проектов. Горожане уже привыкли, что каждый год на Неве – какие-то паруса. На Западе если речь зайдет о парусных соревнованиях, сразу спросят: в каком классе? Т.е. люди уже многое знают про парусный спорт. У нас тоже уже чуть ближе к этому пониманию. Парус начинает «оседать» в головах людей. Многие уже походили в любительских регатах, у кого-то знакомые занимаются. Все уже более-менее представляют, о чем идет речь.
- Вы и сами периодически выходите на воду…
- Хочется побольше.
- А призовые места занимать хочется?
- До сих пор! В голове звенит какой-то звоночек, и я, как ипподромная лошадь, начинаю бить копытом.
[av_gallery ids='5814,5815,5816,5817,5818,5819' style='thumbnails' preview_size='portfolio' crop_big_preview_thumbnail='avia-gallery-big-crop-thumb' thumb_size='portfolio' columns='5' imagelink='lightbox' lazyload='avia_lazyload']